9/06/2022
6 августа в Ростове-на-Дону пройдет парусная регата на кубок Яхт-Клуба «Аврал» Подробнее »
14/05/2021
День рождения — нам 128 лет! Подробнее »
30/12/2020
Дорогие друзья, рады приветствовать Вас в нашем ежегодном послании! Подробнее »
20/01/2018
Состоялось ежегодное собрание капитанов 2018! Подробнее »
18/10/2017
Регата на Кубок Астон 2017 состоялась! Подробнее »
4/10/2017
Кубок Астона 2017 14 октября Подробнее »
5/08/2017
Кубок Аврала 2017 состоялся! Подробнее »
8/10/2016
8 октября в Ростове-на-Дону стартовала грандиозная парусная регата на Кубок компании АСТОН. Подробнее »
18/09/2016
Регата на Кубок АСТОН состоится 08 октября 2016 года Подробнее »
13/08/2016
XXIV Парусная регата на Кубок Яхт-Клуба Аврал. 2016! Подробнее »
16/05/2016
14 мая в Яхт-Клубе «Аврал» состоялось торжественное открытие яхтенного сезона 2016. Подробнее »
8/05/2015
Открытие Яхтенного Сезона 2015 г. Подробнее »
26/11/2024
Путешествие вокруг земли: история российского яхтсмена Виталия Елагина Подробнее »
3/06/2024
«Аврал» открыл парусный сезон 2024 Подробнее »
26/09/2023
Молодые яхтсмены приняли участие в регате на кубок яхт-клуба «Аврал» Подробнее »

Новости о мире яхт и катеров

Назад к списку

Вот и верь погодным моделям!

8/01/2019
Вот и верь погодным моделям!
О том, как сложилась знаменитая гонка Rolex Sydney Hobart Yacht Race для экипажа яхты под российским флагом — SeaVentus Mahligai (Sydney 46), рассказывают организатор участия российской команды Александр Водоватов и Антон Титоренко.
© Алексей Гуменной и Олег Николайчук.

Завершился очередной удачный проект Российского клуба офшорных гонок «SeaVentus» (Russian Offshore Racing Club «SeaVentus»). Отметим, что это был уже третий организованный клубом проект по привлечению полностью российской команды для участия в Rolex Sydney Hobart. Теперь регата позади, эмоции улеглись, и самое время проанализировать итоги и уложить все воспоминания «по полочкам».

Начнём с того, что и в этот раз (впрочем, как и всегда) «Сидней-Хобарт» проявил свою погодную непредсказуемость. Традиционный погодный брифинг для шкиперов и навигаторов не посулил никаких неожиданностей. Несколько погодных моделей, продемонстрированных специалистами службы погоды ВМФ Австралии, обещали вполне комфортные ветровые и волновые условия на протяжении всей гонки.

Во всяком случае, в течение тех трёх — трёх с половиной дней, за которые мы планировали добраться до финиша, все погодные модели обещали умеренный попутный ветер 10-20 узлов с порывами до 25 и практически попутную же волну 1-2 м. И только одна из моделей говорила о том, что прямо перед Хобартом, на самом юго-восточном углу Тасмании к 30 декабря может разыграться существенное ненастье с мощным ветром. Но мы, как и подавляющее большинство экипажей, планировали к этому времени уже пересечь финишную линию.

Исходя из этих успокаивающих прогнозов мы и строили свою тактику на предстоящую гонку. Забегая вперёд, скажем: не сбылось ничего, кроме, пожалуй, направления ветра. Только в этом природа решила совпасть с прогнозами. Но, обо всём по порядку.

Перед самым стартом команду пришёл благословить отец Никита Чемодаков  — настоятель храма Святого Николая в Ферфилде. Конечно, от помощи Николая Чудотворца, покровителя путешественников, перед выходом в море никто не откажется. Cвятой Николай помогает всегда!

Старт в Сиднейской бухте — мероприятие само по себе не очень простое. Кроме 85-ти стартующих лодок, на довольно небольшой акватории одновременно находятся ещё несколько десятков судейских судов и катеров безопасности, водная полиция, лодки с журналистами и фотографами, плюс регулярные паромные рейсы, которые никто не отменял. В общем, толкучка такая, что зачастую не видно знаков, обозначающих стартовые линии. Тут надо следить не в оба, а во все 24 глаза. Экипаж максимально должен быть сосредоточен, иначе неприятности неминуемы.

В этой непростой ситуации как всегда блестяще проявил себя наш капитан и рулевой Владимир Чирков. Не зря Володю называют мастером старта. Редкий случай, когда он в, казалось бы, совершенно безнадёжной ситуации каким-то невероятным образом не нашёл бы никому не видимую «щель» и «миллиметруя» между соперниками не вывел бы лодку к стартовой линии на одной из лучших позиций. Вот и в этот раз мы пересекли старт буквально через секунду после выстрела пушки, практически вровень с куда более крупным по размерам соперником, который за десять секунд до этого бесцеремонно пытался вытеснить нас со стартовой линии и захватить наиболее выгодную позицию. А уже после первого поворота мы были однозначно впереди всего флота, взявшего с нами старт у третьей стартовой линии. (На «Сидней-Хобарте» традиционно выставляют три стартовые лини на дистанции 200 метров одна за другой, чтобы хоть немного распределить флот по акватории. Для выравнивания общей дистанции гонки на выходе из Сиднейской бухты в океан ставят три «оттяжных» знака на разном удалении от берега для каждой из стартующих групп.). Так вот к огибанию знака, за которым уже фактически начался наш прямой путь на Хобарт, мы не только оторвались от «своих», но и обогнали большую часть флота, стартовавшего на линии впереди нас.

На стартовом участке произошёл приятный эпизод: пожелать нам успехов в гонке подошёл на катере главный тренер австралийской парусной сборной Виктор Коваленко. Он — настоящая звезда парусного мира Австралии, под его руководством австралийские яхтсмены 6 раз побеждали на Олимпиадах. И при этом они с Владимиром Чирковым ещё и друзья с юности: оба — члены сборной команды профсоюзов в далёкие советские времена. Напутствие такого именитого тренера было очень приятным и вдохновляющим. А дальше...

Дальше начался океанский этап «Сидней-Хобарт» со всеми его погодными «сюрпризами». Для начала обещанный 10-15-узловой попутный бриз оказался 20-25-узловым. И метровая волна, обещанная всеми прогнозными моделями, как-то незаметно, но быстро превратилась в 2-метровую. Конечно, такие погодные условия совсем не пугали, но «небольшое» несоответствие силы ветра и волнения ожидаемым значениям немного настораживало. Эх, надо было прислушаться к офицеру погодной службы на брифинге, когда он вскользь упомянул, что в этих местах, в этих широтах усиление ветра на шквалах составляет не обычные 20-25%, а в большинстве случаев доходит до 40% и более. Учти мы это, кто знает, насколько более удачным мог бы быть наш результат.

Тем временем, мы с самым маленьким и «тяжёлым» спинакером, подгоняемые попутной волной и 25-узловым ветром, уходили в свою первую в этой гонке ночь. Наш А-4 был рассчитан для максимальной силы ветра в 30 узлов. И, руководствуясь тактикой, построенной на прогнозе, мы надеялись большую часть ночи нести именно этот маленький спинакер. На всякий случай приготовив к быстрой постановке А-3, существенно более лёгкий и большой. Опять же, руководствуясь прогнозом на ослабление ветра.

Далеко не все экипажи, даже имеющие немалый опыт гонок в этих водах, решаются ночью нести спинакеры. В полной темноте, когда не видишь волны, не видишь, как работает парус, да ещё и в неслабый ветер, это занятие весьма опасное. Но мы решили прибегнуть к испытанной в прошлых гонках тактике, когда команда абсолютно концентрируется и сосредотачивается на максимально чётком управлении лодкой именно в ночное время или в тяжёлую погоду. В прошлых гонках такая тактика себя однозначно оправдывала. Если днём, в светлое время, мы могли отыграть у соперников пару мест, то ночью обходили по 15-20 лодок. Решили действовать так же и в этот раз.

Но у погоды были свои планы, и наших прогнозов она не читала. Неожиданное (буквально за 10-15 секунд) усиление ветра до 35-37 узлов, неудачно пришедшая именно в этот момент волна, громкий треск рвущейся ткани и... мы увидели небо в том месте, где должен был быть наш А-4. По небу хаотично метались рваные лоскуты и ленты шкаторин.

Первый наш аврал прошёл на удивление слаженно. Обрывки спинакера, к счастью, легко поддались уборке, а фал и брасы не запутались и не зависли безнадёжно где-то вне досягаемости. Довольно быстро был поставлен «код зеро», и мы продолжили путь, хотя уже, к сожалению, не могли идти так пОлно, как планировали.

Так возникла первая поправка к выработанной тактической схеме. К тому же мы довольно быстро поняли, что ветер не только не собирается возвращаться к прогнозным значениям, но и временами ещё и усиливается и немного заходит. В общем, совсем вскоре пришлось майнать и А-0, заменив его на Jib-Top. И идти ещё чуть острее планируемого. Но глобально мы всё-таки ещё продолжали выполнять первоначально поставленную тактическую задачу.

С рассветом выяснилось, что такого подвоха от погоды не ожидали очень многие, в том числе и крайне опытные экипажи. Заявленный в нашем дивизионе (PHS) 100-футовик Scallywag из Гонконга, поймав мощный порыв и воткнувшись носом в волну, поломал бушприт и был вынужден сойти с дистанции. А, между прочим, команда, выступающая на этой лодке, была победителем именно австралийского этапа (Мельбурн-Гонконг) и заняла второе место на ещё одном этапе знаменитой гонки Volvo Ocean Race-2017/18. Так что соперники в нашем дивизионе подобрались весьма и весьма опытные, знающие эти воды и океанские гонки не по фильмам. Совсем не «диванные шкиперы»!

Ещё одна 54-футовая лодка Calypso получила повреждения рулевого управления и тоже покинула гонку. Были потери и в других дивизионах. Венгерская команда (лодка «М3») на ТР52 сломала мачту, ещё пара лодок вышли из гонки повредив перья рулей. В общей сложности, в то или иное время по причине различных серьёзных поломок, сошли с дистанции шесть экипажей.

Вообще, эта гонка была просто поставщиком погодных сюрпризов. Никто не ожидал таких выкрутасов от океанских просторов. Ветер выключался и включался, как по мановению волшебной палочки. Будто кто-то баловался с гигантским выключателем. Хороший 20-узловой ветер буквально за несколько секунд сменялся полным (реально полным!) штилем. При этом, волна, конечно же, оставалась. Такое затишье могло длиться 10-15 минут, а могло и час-полтора! А потом, вдруг, за те же несколько секунд ветер поднимался до прежних 20 узлов. И тут же мог за несколько секунд усилиться ещё узлов на 10.

За эту гонку мы столько раз меняли паруса, сколько, наверное, за все предыдущие офшорные гонки нашего клуба вместе взятые. А их было уже очень немало! Зачастую мы меняли паруса по несколько раз за вахту. Вымотались страшно! Особенно наши баковые. И если другие члены команды могли позволить себе «роскошь» переодеться во что-то сухое, то баковые промочили всё насквозь ещё в первые вахты и так и шли до финиша насквозь мокрые. Не спасало даже теплосберегающее «одеяло» — покрытая теплоотражающей фольгой лавсановая плёнка, используемая спасателями и альпинистами — под которой они пытались согреться в редких перерывах. Немного добавлял сил разве что экстракт гуараны, взятый с собой одним из членов команды.

Авралы по смене парусов были настолько частыми, что в один из таких моментов мы пропустили контрольный сеанс связи, за что и получили штраф в 30 минут. За пропуск одного сеанса положен штраф в час. Нам дали 30 минут только потому, что мы спохватились в ещё «разумное» время — на 15 минут позже положенного. На наше счастье оргкомитет был ещё на связи, и нам опоздание не посчитали невыходом на связь, поэтому и сократили штраф.

Вот в таком режиме и прошли два первых этапа гонки — вдоль Австралии до Зелёного Мыса и через Бассов пролив.

Как мы писали раньше, в своем первом материале, увидев Тасманию, многие считают, что уже практически финишировали и расслабляются. Тасмания этого не прощает! Расслабляться нельзя до самого финального свистка. Вот и в этот раз, когда до поворота в Штормовую бухту и устье реки Дервент оставалось миль 70-80, мы шли полным курсом, кажется под А-2, с ветром около 20 узлов. Ветер стал немного меняться, и мы решили менять спинакер на «зеро». Но поменяв, уже через пару минут поняли, что придётся дальше идти в лавировку. Странная тёмная полоса на воде вдали по курсу заставила нас насторожиться и принять, как потом оказалось, единственно верное решение — поставить сразу самый небольшой и прочный стаксель J-4. И тут пришёл ветер!

Практически мгновенно раздуло до 30 узлов, и встречная волна (которой ещё минут 20 назад не было и в помине) стала существенно мешать ровному ходу лодки, поднимаясь всё выше и выше. Спустя час стало понятно, что нужно брать первый риф. Спустя ещё полчаса — второй. Ещё через час, когда ветер уже устойчиво дул 40-45 узлов, а волны поднялись метров до трёх, (а иногда подкатывали и почти 5-метровые «слоны»), пришла пора и третьего рифа. Как выяснилось позже, сработала самая маловероятная (одна из четырёх) погодных моделей. И при этом сработала на сутки раньше!

Было принято решение, что за штурвал встанут самые опытные рулевые — Владимир Чирков и Мюррей Оуэн (Murrey Owen). Так они и рулили, сменяя друг друга вне всяких вахт с утра до самого финиша. А один из нас всё это время бессменно — с 11 утра до 2 часов ночи — работал на грота-шкотах, помогая рулевым. Но и всем остальным пришлось совсем не сладко. Промокли до нитки и замёрзли до костей, невзирая на вовремя надетые океанские непромокаемые костюмы! Никто не ушёл отдыхать в каюту, все оставались на борту, откренивая лодку по мере сил и получая каждые 15 секунд холодный душ из десятков литров воды, летящих в тебя, как из водяной пушки, от очередной волны.

Особенно доставалось тем, кто сидел ближе к вантам и принимал эти заряды на себя первым, прикрывая товарищей. А прилетало с такой силой, что сидеть можно было только повернувшись спиной к этому природному брандспойту. Подолгу там никто не выдерживал. Так что у откренивающих тоже была своя ротация, так как даже эту работу нельзя было назвать лёгкой.

В один из моментов мы услышали предупреждающий окрик Мюррея: «Wave!!!». И через секунду на лодку обрушилась , наверное, тонна воды. А лодку тряхнуло так, что рулевого и мейн-триммера, который именно в этот момент убежал в корму подбивать бакштаг, подбросило в воздух на метр! Если бы в этот момент один крепко не держался за штурвал, а второй за рукоятку лебёдки, запросто пришлось бы приступить к отработке процедуры МОВ. Первый раз за всё время (а мы прошли с ним уже три «Сидней-Хобарта») мы увидели дрожащего от холода Мюррея, когда он пошёл менять на руле Владимира Чиркова, после того, как посидел откренивающим на первой позиции пару часов.

Быстро темнело, и мы надеялись лишь засветло успеть проскочить маяк на входе в устье реки Дервент из Штормовой бухты. Уже прикидывали, как будем бороться с сильным ветром и волной в достаточно узком устье в темноте, как сможем разглядеть навигационные и финишные знаки за большими волнами...

Но не зря же старожилы говорят, что зачастую гонка «Сидней-Хобарт» только начинается в устье Дервента! В очередной раз погода удивила нас неожиданным сюрпризом. В устье не только быстро улеглась волна, но и абсолютно «выключился» ветер! Аб-со-лют-но! Этого даже нельзя было представить: ещё каких-то минут двадцать назад нас прижимало 45-узловым ветром и 3-4-метровой волной, а сейчас нас окружал «полный ноль», как по воде, так и по воздуху.

В какой-то момент мы под действием течения даже двинулись назад — на выход из устья в океан, в Штормовую бухту. Готовы были уже бросать якорь, чтобы не потерять расстояние до финиша! К счастью, прибрежный бриз, набрав пару узлов силы, остановил наш дрейф от финиша. А ещё через почти час, наконец, смог сдвинуть нас с места в нужном направлении.

Так мы и лавировали. То под стакселем, то под спинакером, то под «зеро», и, благодаря мастерскому рулению Владимира постепенно приближались к финишу. И тут ветер преподнёс нам очередной сюрприз — за 10 секунд (традиционно для гонки этого года) поднялся с 3-4 узлов до 13-14-ти, и мы просто пролетели последние пару миль до финишной линии.

Все настолько устали, что на бурную радость сил практически не осталось. При этом поднявшийся ветерок сыграл на руку некоторым нашим соперникам. Пока мы простаивали в абсолютном штиле, они подошли к нам, сократив отставание. А установившийся устойчивый бриз не только нас подхватил на финиш, но и соперников. В результате по пересчёту, исходя из гандикапов, мы оказались только на седьмой позиции, проиграв ближайшим преследователям от 18-ти до 30-ти минут. И это ещё при том, что получили 30-минутную пенализацию за пропуск сеанса связи.

Как бы то ни было, все выложились настолько, что не разочаровались не очень высоким результатом. Конечно, мы надеялись на большее, — как-никак в двух предыдущих «Хобартах» мы показали первый и второй результаты. Даже, установили рекорд скорости прохождения дистанции для своего дивизиона. Но в этом году можно с уверенностью сказать, что сработал олимпийский принцип, сформулированный ещё Пьером де Кубертеном: важна не победа, а важно, КАК ты участвовал. Главное, что ты сделал для победы ВСЁ, что мог.

Наша команда реально сделала, что могла. На полную катушку. Просто в этот раз соперники оказались чуть удачливее, чуть более подготовлены. Пусть ждут нас в следующий раз!

Российский клуб офшорных гонок «SeaVentus» благодарит всех участников этой сложной и драматичной гонки за самоотверженность и абсолютную самоотдачу: вахта Владимира Чиркова — Александр Сарычев, Александр Кольцов, Александр Водоватов; вахта Мюррея Оуэна — Артём Газаров, Олег Николайчук, Владимир Одеров; вахта Антона Титоренко — Алексей Гумённый, Анатолий Тепляков, Игорь Сухов. Никто не отлынивал и не «болел», а наоборот, всегда, по первому зову, не обращая внимания на расписание вахт и накопившуюся усталость, просто шёл и делал свою работу. А часто ещё и прикрывал товарищей в сложные минуты, которых было немало!

Новый 2019 год открывает прекрасные возможности для новых проектов , мы приглашаем вас, любители офшорных регат, присоединится к нашей команде! Календарь новых регат будет опубликован на странице Клуба офшорных гонок «SeaVentus» в Facebook, нас ждут такие удивитеные регаты, как Rolex Fastnet Race 2019 , а также новый проект в Азии — Hong-Kong Puerto Galera Race 2019 ( Гонконг-Филиппины).

Александр Водоватов, Антон Титоренко.
Снимки Алексея Гуменного и Олега Николайчука.