Всемирно известный британский яхтсмен Алекс Томсон с 1999 года будоражит общественность своими рекордами, яркими победами и невероятными трюками. Он четыре раза участвовал в кругосветке Vendee Globe, дважды поднимался на ее подиум и намерен выиграть в следующий раз. Как ему удается сохранять рассудок в столь долгих одиночных плаваниях? В своем интервью для журнала Inc. в рамках проекта Peak Performance он рассказал о сложностях участия в регатах одиночек и психологических приемах, которые он использует при подготовке к таким гонкам.
Все, что вы прочитаете дальше, прямая речь Алекса. В конце материала вы найдете ссылку на его видеоинтервью.Более 4000 человек поднялись на вершину Эвереста, более 600 — побывали в космосе, но при этом менее 100 человек когда-либо совершали одиночное безостановочное кругосветное плавание.
Меня зовут Алекс Томсон, я шкипер Hugo Boss — гоночной лодки для кругосветных регат, и моя специальность — одиночный яхтинг, когда человек в одиночку и без остановок огибает земной шар. Гонка, которую я пытаюсь выиграть последние 15 лет — регата под названием Vendee Globe.
Ее маршрут прост: вы выходите из Франции, проходите вдоль Африки, огибаете Антарктиду, затем вдоль Америки и снова возвращаетесь во Францию. Это около 26 000 миль. Путь занимает три месяца. Рекорд прохождения этого маршрута составляет 74 дня. Это настоящее испытание. Здесь нужна не только физическая выносливость, но и психическая, что, конечно, более важно.Судите сами: я — сам по себе, больше никого нет, чтобы что-то предпринять. Нет судов поддержки, нет самолетов или вертолетов, которые могут добраться до меня и помочь мне. И правда в том, что я должен все сделать сам.
Обычно трудно определить, какой сейчас день, потому что день никогда не заканчивается.
Сон — одна из самых сложных вещей на лодке. Нет никакой разницы между днем и ночью. Я пытаюсь спать равномерно в течение дня и ночи, и это постоянная работа. В начале регаты я сплю по 5, 10, 15 минут за раз. Со второй половины пути — от 20 до 40 минут за раз, но самый длинный мой сон за все 74 дня последней гонки длился всего один час.
Это, безусловно, жестоко и беспощадно, и люди думают, что мы сумасшедшие, раз делаем это. Но я занимаюсь со спортивным психологом. Я заранее рассказываю ему, с какими проблемами сталкиваюсь, после чего он разрабатывает технику, которая помогает мне справиться с ними.
Например, когда неожиданно приходит понимание, что я несусь по волнам со скоростью 40 миль в час. Когда я говорю «волны», я имею в виду волны высотой 50 футов. Мы называем их «взлетной полосой».Когда ты находишься снаружи в кокпите и идешь со скоростью 40 миль в час по «взлетной полосе» — это очень волнительно и здорово. Но когда ты заходишь внутрь лодки и осознаешь, что она сделана полностью из углеродного волокна и самая толстая ее часть составляет всего 2,6 миллиметра...Когда ты заходишь туда — это как оказаться в гробу, который мчится по волнам на скорости 40 миль в час, управляемый автопилотом.
Защитные механизмы тела вступают в игру, твой мозг кричит: «Ты умрешь, ты умрешь!»
И все, о чем ты можешь думать — это айсберги, контейнеры, киты и акулы, на которые ты можешь налететь.
Один из приемов для подобного случая — мы называем его «вид из вертолета» — это техника визуализации. С его помощью я покидаю пределы лодки, представляя, что парю под облаками. Я смотрю вниз, вижу, что лодки идут быстро, но не слишком быстро, и волны — не настолько большие. Я не вижу контейнеров. Я не вижу айсбергов. И это позволяет мне снизить уровень адреналина в моем теле, уменьшить частоту сердцебиения и немного поспать.Я — эмоциональный человек. Если дела идут хорошо — я счастлив, если плохо — я недоволен. В результате, когда я недоволен, я работаю усерднее. Отказываюсь от сна, меньше ем, так как прилагаю все усилия, чтобы нагнать как можно больше миль.
Гораздо хуже для меня, учитывая мой характер, — когда я на высоте и все делаю хорошо.
На этом этапе трудность заключается в том, что я могу расслабиться. Чтобы справиться с этой проблемой, мой спортивный психолог придумал такую технику: мы воссоздавали это чувство — «чувство непобедимости» — и связали его с ощущениями, которые испытываешь перед автокатастрофой. Теперь это само происходит в моем сознании. Потребовались месяцы, чтобы научиться этому методу.
Что происходит сейчас? Когда у меня есть «чувство непобедимости», когда все идет хорошо — у меня происходит выброс адреналина, как бы произошло с вами, если бы вы были очень близки к аварии. Таким образом всякий раз, когда я чувствую, что могу расслабиться, я получаю порцию адреналина и это ощущение пропадает.Когда вы находитесь в океане, когда что-то идет не так, очень сложно увидеть конечную цель, свет в конце туннеля. Так, например, когда я сломал свой гидрофойл, я оставил мысли, что могу выиграть Vendee Globe и начал думать, что, возможно, даже не закончу эту регату. То, чему научил меня мой спортивный психолог — это разбивать огромные задачи на более мелкие. Поэтому я пошел от стремления «выиграть Vendee Globe», к «взойти на пьедестал Vendee Globe», а затем просто к «закончить гонку». Но даже это было слишком большой задачей на тот момент...
В итоге я поступил, как научил меня мой психолог. Я продолжил упрощать мои цели до тех пор, пока не дошел до самой маленькой задачи — съесть пакетик противной лиофилизированной еды, а затем сменить паруса.
Выполнив задачу, поставленную перед собой, я почувствовал себя лучше.Вы тоже почувствуете себя лучше, если поставите перед собой цель и достигнете ее. Химические реакции в мозге заставляют нас чувствовать себя лучше. А если мы чувствуем себя лучше, если мы счастливы — мы и работаем лучше.
Моя конечная цель — выиграть Vendee Globe в 2020 году.
Авторы текста:
- Диана Карпович / itBoat