Как объясняют в яхтенных школах, получающие сертификат делятся на две группы: те, кто мечтал о парусах с детства, и те, для кого яхтинг — хобби в ряду других. В школу Олега Гончаренко часто приходят люди от 50 до 70 лет, которые когда-то учились в детских парусных секциях и теперь хотят реализовать давнюю мечту. Вторая группа яхтсменов — люди от 30 до 45, которые уже попробовали дайвинг, горные лыжи или прыжки с парашютом и ищут новые способы приложения сил.
По наблюдениям директора яхт-клуба «ПИРогово» Вячеслава Шавло, только 30% клиентов интересует исключительно яхтинг. Остальные еще играют в гольф, ездят верхом или занимаются другими видами спорта. «Все мы в детстве зачитывались книгой про капитана Блада, где-то глубоко интерес к морю сохраняется у каждого, — считает директор по развитию Русского яхтенного центра Михаил Савельев. — Парусный спорт позволяет человеку чувствовать себя Одиссеем, покорителем, человеком с большой буквы. К тому же он сильно меняет отношение к жизни: учит работать в команде, брать на себя ответственность, делает более терпимым».
Управлять яхтой несложно: по словам Олега Гончаренко, на это способен любой человек, который смог получить высшее образование и права на вождение автомобиля. «Оказалось, это совсем просто: заочный теоретический курс плюс две недели практики с инструктором у берегов Черногории, — подтверждает Василий Фомин, — и вперед, в море!»
Теоретический курс занимает 33 часа, практика — еще две недели. Многие школы вывозят студентов в Средиземное море, но обучение можно пройти и в Подмосковье. Не сдают экзамен, по опыту Олега Гончаренко, всего 2-3%. Стоимость обучения — 1300-2000 евро, если прибавить экипировку и дорогу к месту практических занятий — цена доходит до 3000 евро. По идее, в море капитаны сухогруза, парома или яхты оказываются рядом и должны быть подготовлены одинаково. Поэтому образование яхтсмена-любителя должно быть таким же, как у профессионального морского шкипера: пятилетнее высшее и 10-15 лет практики. Но, как говорит Олег Гончаренко, сейчас появилось столько доступного навигационного оборудования и облегчающих жизнь современных приспособлений, что яхтсменов стало возможно готовить по ускоренному курсу.