У «Азовско-Донского Яхтъ-Клуба, 1893 (я/к Аврал)» славная яркая вековая история, которая берет свое начало в конце XIX века.
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ
Идея создания яхт-клуба в Ростове-на-Дону появилась еще в начале 90-х годов XIX века. 5 января 1893 года небольшая группа энтузиастов после нескольких предварительных собраний разработала и утвердила устав Азовско-Донского яхтъ-клуба.
Клуб ставил целью «распространение охоты к плаванью на парусных, гребных и паровых судах... выработку наилучшего типа судов, плавающих по Дону и Азовскому морю и занимающихся рыболовством, практическое подготовление опытных шкиперов и матросов».
Однако развитие яхт-клуба затормозилось – не нашлось подходящего места, которое бы устраивало всех членов-учредителей.
В 1896 г. богатый донской казак А. Кожинов на своём участке открыл водную станцию. Здесь за умеренную плату можно было взять в прокат гребную либо парусную лодку, а также поставить на стоянку собственную.
В 1903 г. представители крупных промышленников, купцов, чиновников и зажиточного казачества на базе этой водной станции создали Азовско-Донской яхтъ-клубъ.
14 мая 1903 года была направлена приветственная телеграмма великому князю Александру Романову с просьбой принять на себя звание Почетного Командора. Назавтра был получен ответ: «Сердечно благодарю членов Азовско-Донского яхтъ-клуба, звание Почетного Командора принимаю. Александр».
В Азовско-Донской яхтъ-клубъ входили почетные и действительные члены, а также члены-сотрудники. По сравнению с другими клубами, членство в Азовско-Донском было относительно дорогим. Почетные члены освобождались от уплаты вступительных и годичных взносов, действительные члены платили вступительный взнос — 100 руб., ежегодный — 50 руб. (иногда — 75). Общее собрание могло менять размер единовременного взноса, стоимость варьировалась от 50 до 200 руб. Члены-сотрудники избирались на два года и могли бесплатно посещать клуб. Гости обоего пола могли входить в клуб по рекомендации члена в любое время, кроме дня основания клуба.
В Азовско-Донской яхтъ-клубъ допускались только лица мужского пола всех сословий, кроме низших воинских чинов. Не допускались: несовершеннолетние (за исключением лиц, находящихся на действительной службе в офицерских или гражданских чинах), исключенные из Азовско-Донского и иных яхт-клубов, лица «опороченные по суду», воспитанники учебных заведений.
Членов яхт-клуба избирало Общее собрание, кандидатам требовались рекомендаций двух (или более) действительных членов. Голосование было тайным. Не прошедший выборы кандидат мог быть снова предложен к избранию по рекомендации уже не двух действительных членов, а не менее чем 1/3 состава клуба. После отрицательного голосования кандидат не мог посещать клуб даже в качестве гостя. Если оказывалось, что вновь принятый кандидат не имел права вступать в яхт-клуб, то он исключался из него без права повторной баллотировки. Член клуба, отказавшийся от этого звания, навсегда лишался права вступать в него.
Главным управленческим органом клуба было Общее собрание. О времени, месте его проведения и предмете его занятий Клуб должен был заблаговременно извещать полицмейстера г. Ростова-на-Дону.
Текущими делами занимался Комитет, который вносил все предложения в Общее собрание. Комитет состоял из командора, вице-командора, двух отделений (технического и хозяйственного), в каждом из которых было по 4 человека. Письмоводительством занимался секретарь, имевший совещательный голос в Комитете и освобождавшийся от годичной платы на время исполнения должностных обязанностей.
Командор и вице-командор избирались на два года, последний одновременно занимал должность председателя Гоночной комиссии. Правила работы клуба подавались на утверждение Наказного атамана войска Донского. Изменение каких-либо пунктов Устава дозволялось только по решению Общего собрания (при 3/4 голосов) с разрешения Военного министра. В случае закрытия клуба, его имуществом должно было распоряжаться Общее собрание с согласия Войскового Наказного атамана Войска Донского.
Членам яхт-клуба присваивалась форменная одежда темно-синего цвета, гражданского покроя с отложным воротником, на который наносился якорь, вышитый золотом. Пуговицы были золотые с матовою серединою, полированным бортом и гербом клуба. Жилеты полагались белые с форменными пуговицами, а брюки темно-синие или белые. Для отличия от прочих членов Клуба командор и вице-командор имели на фуражке широкий галун с золотым якорем на околыше. Фуражка была темно-синей.
Действительные члены имели на околыше два золотых узких галуна и якорь. Пальто шили по образцу, утвержденному для флотских офицеров, но без золотых погон и знаков на лацканах, с присвоенными клубу пуговицами. Право носить мундир яхт-клуба предоставлялось только действительным членам клуба, имеющим или имевшим яхту, внесенную в списки судов яхт-клуба, или почетным членам.
Флаги для судов Общества утверждались Главным начальником флота и Морского ведомства. Члены клуба при плавании по Дону или Азовскому морю не могли поднимать на своих судах флаги других яхт-клубов. Присутствие владельца яхты или того члена яхт-клуба, которому она отдана в пользование, обозначалось поднятием стеньгового флага.
По Уставу перед открытием навигации Комитет ежегодно доставлял местному начальству таможенного округа перечень судов, готовых к плаванию под флагом яхт-клуба, с указанием места стоянки каждого судна, если оно находилось вне Ростова-на-Дону. Ежегодно в мае составлялся список судов клуба с определением длины, ширины, глубины, водоизмещения, для паровых судов указывалась индикаторная сила машины, запас угля и на сколько миль плавания его хватало. Один экземпляр списка судов препровождался в Главный морской штаб. Гонки устраивались с позволения ростовского полицмейстера.
Открытие навигационного сезона в Азовско-Донском клубе проводилось в торжественной форме и сопровождалось поднятием флага.
В 1907 г. поднятие флага было назначено на воскресенье, 27 мая. Эта дата была выбрана не случайно: 30 мая — день рождения Петра I — многие клубы отмечали с особой торжественностью, соединяя с этим днем начало навигации. В этот день в 16:00 от пристани Волго-Донского пароходства отошел портовый пароход «Фанагория», на котором находились члены клуба, командор и гости, среди которых был градоначальник Н.И. Зворыкин. В 16:20 пароход подошел к пристани клуба, находившейся на берегу у верхней части Гниловской станицы. Пароход встречали с оркестром. Сойдя на берег, командор клуба М.М. фон-дер-Вейде знаком приказал поднять флаг. […] Также флагами украсили все суда, находившиеся в тот момент на пристани. Затем командор произнес приветственную речь […]. После официальной части состоялась прогулка на катерах и других судах клуба. На закате торжественно спустили флаг при втором пушечном выстреле и исполнении гимна «Боже царя храни». Когда стемнело, был устроен фейерверк.
Первые три года деятельность яхт-клуба была сосредоточена большей частью на внутреннем благоустройстве, покупке необходимого инвентаря, обустройстве гавани. В первый год навигации на пристани располагались только две яхты. Однако уже к 1907 году яхт-клуб располагал девятнадцатью плавсредствами: 10 гребных, 4 моторных и 5 парусных. Члены яхт-клуба устраивали крейсерские прогулки по Азовскому морю, водные празднества, танцевальные вечера и другие развлечения. Благодаря постройке по американским чертежам моторного катера с бензиновым мотором стали возможны ежедневные рейсы до города и обратно для членов яхт-клуба и их гостей.
Для жителей Ростова-на-Дону были организованы постоянные прогулки на пароходах с музыкой. Объявления печатались в популярной городской газете «Приазовский край». Одна из таких прогулок состоялась 9 мая 1907 г. вверх по Дону до станицы Новочеркасской и обратно. Для мужчин билет стоил 1 р. 50 коп., для женщин — 1 руб., для учащихся и детей — 50 коп. Приобрести их можно было в Управлении Ростовского-на-Дону порта и у членов яхт-клуба. Пароход отходил в 10.00 от пристани Чумакова, находившейся в центре города (между Таганрогским проспектом и Соборным переулком). Маршруты таких прогулок постоянно менялись.
Первым командором «Аврала» был назначен представитель концессионных предприятий Ростова-на-Дону Р. Раевский. Под его руководством яхт-клуб стал первой в Ростове спортивной организацией. Здесь регулярно проводились соревнования по парусному спорту и гребле, в зимнее время устраивались соревнования по конькобежному спорту. Парусные регаты на кубок Азовско-Донского яхтъ-клуба стали известны далеко за пределами Ростова. В тоже время яхт-клуб становится центром по оказанию технической помощи в строительстве яхт и прогулочных моторных судов, обслуживал их стоянку и ремонт.
При клубе функционировала шлюпочная мастерская, которая делала на заказ гребные гички, моторные катера, небольшие парусные яхты. Одним из направлений деятельности клуба была организация спасательной службы в городе. Командоры клуба входили в руководство ОСВОД. М.М. фон-Вейде и А.К. Дриженко в разное время избирались товарищами председателя (председателем был градоначальник Н.И. Зворыкин).
В те годы яхт-клуб насчитывал 36 действительных членов, среди которых было немало громких фамилий: отец и сыновья Асмоловы, Лауэр, Парамонов, братья Поповы, братья Пинагель. Командорами в разное время были М.М. фон-дер-Вейде (в 1907 г.), начальник Ростовского порта, контр-адмирал в отставке А. К. Дриженко (1909 — 1910), ростовский промышленник К.А. Лауэр (1911 — 1912).
Осенью 1915 г. и. д. командора был избран крупный ростовский промышленник М.И. Попов. Он курировал железно-скобяную торговлю, был пионером в области производства кирпича машинным способом, директором-распорядителем порохового завода, торговым депутатом. В руководстве яхт-клуба состояли Н.И. Попов, В.И. Гордеев, Э.Г. Дейнес, Л.С. Кистов, К.Ф. Крузе, Ф.К. Энгель, Я.П. Эпп.
Зимой члены клуба собирались в центре Ростова у Городского Дома и Городской публичной библиотеки (Думский проезд); летом — около станицы Гниловской. Пристань клуба находилась у Наплавного моста. Одно время при яхт-клубе был паровой катер «Черпак», на котором можно было добраться в летнее помещение клуба от пристани Донского пароходства. В 1908 г. в будние дни катер ходил три раза в день, в выходные — пять.
В начале ХХ в., у клуба были проблемы с помещением, и поэтому в справочниках «Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону» предлагалось обращаться по всем вопросам, связанным с деятельностью клуба, по личным адресам к Э.Г. Дейнеса и Н.И. Попову.
Были попытки перенести клуб на новое место и должным образом его оборудовать, о чем и. д. командора М. Попов написал в 1915 г. в официальном прошении на имя Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи. Для этой цели М. Попов просил о выдаче клубу «денежной субсидии», а в случае невозможности — «долгосрочной беспроцентной ссуды». При клубе также предполагалось устроить «спортивную площадку для легкой атлетики и для лаун-тенниса». Как предполагал командор, на решение этих задач требовалось 25 тыс. руб. Часть средств должны были составить добровольные пожертвования членов клуба.
Клуб контактировал с Донским (находившемся в Нахичевани-на-Дону) и Таганрогским яхт-клубами, а также с другими спортивными организациями города. В 1913 г. член Азовско-Донского клуба, геодезист, фотограф Зигмунд Рыгельский принял участие в Первых русских Олимпийских играх в Киеве, где в соревновании по академической гребле занял третье место.
Помимо гонок, Устав Азовско-Донского клуба предполагал «изучение всякого рода гимнастических упражнений и между прочим плаванья, катанья на коньках, стрельбы в цель, фехтования». В 1912 г. в Ростов из Баку приехал Леонид Романенко — чемпион мира по марафонскому плаванью, для проведения лекционных и практических занятий с пловцами клуба.
При «Аврале» также действовал каток, некоторые члены клуба занимались конькобежным спортом.
Зигмунд Рыгельский с тремя коллегами 5 января 1914 г. совершили пробег Ростов — Таганрог на коньках по льду Дона и Таганрогского залива. За 2 часа 55 мин. было пройдено расстояние более 70 верст.
Спортсмены устраивали шлюпочные походы по маршрутам Ростов — Лоцмейстерский пост (в гирлах Дона); Ростов — остров Перебойный (расстояние около 100 верст); ходили по Азовскому морю. Состоявшие в клубе братья Рыгельские в июне 1915 г. совершили переход на яхте «Виктория» по маршруту Ростов — Ейск — Ростов за 30 часов (расстояние 340 верст).
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ
После Октябрьской революции яхт-клуб перешел в ведомство Северо-Кавказкой железной дороги. На его базе создаются профилакторий для сотрудников паровозоремонтного завода и гребно-парусный центр. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался санаторий.
Интенсивное развитие парусного спорта началось в 1948 году, когда тренером стал бывший моряк, участник войны М. Симонов, который воспитал десятки призёров и чемпионов парусных регат различного уровня.
В 1952 году клуб уже насчитывал 15 учебных и 8 парусных яхт. Сотни молодых людей с помощью яхт-клуба постигли романтику путешествий под парусом.
В 60-е годы наступил расцвет этого вида спорта в Ростове. У железнодорожников появились современные суда класса «Олимпик», «Ерш», «Энка» и «Дракон». Клуб стал центром строительства, модернизации и обслуживания яхт.
В 1979 году была приобретена крейсерская яхта «Бурун», что позволило принимать участие в кубках Азовского и Черного морей. В этом же году началась реконструкция старого деревянного здания. Она проводилась под руководством главного инженера СКЖД, энтузиаста парусного спорта А. Ерошенко.
Кроме того, была проложена дорога с твердым покрытием, укреплена береговая линия. Чуть позже начали поступать новые корабли, в том числе суда детского и юношеского класса.
Тренеры яхт-клуба подготовили 4 кандидата в мастера спорта, 10 перворазрядников. Тысячи людей прошли курс морского и речного дела, научились уверенно держаться на воде.
ЯХТ-КЛУБ СЕГОДНЯ
В 2003 г. известный ростовский предприниматель Вадим Викулов, увлечённый парусным спортом, взялся за восстановление и модернизацию старейшего ростовского яхт-клуба. Была проведена реконструкция административного здания, на причалы подвели воду и электричество, вымостили набережную длиной 160 м., построили 2 эстакады для крупных судов, поменяли железные понтоны на бетонные, построили гостевые санузлы и душевые.
В Донской публичной библиотеке и городском архиве были найдены первые дореволюционные документы, на основе которых яхт-клуб восстановил свое дореволюционное название и флаг, был разработан логотип клуба, печать, появилась дата ежегодного поднятия флага – 14 мая.
После реконструкции Азовско-Донской яхтъ-клубъ стал первым на юге России водно-спортивным рекреационным центром европейского уровня, предоставляющим всю необходимую инфраструктуру для проведения регат, осуществляющий поддержку и возрождение парусного спорта.
В настоящее время членами клуба являются около 80 судовладельцев. Инфраструктура позволяет принять до 90 судов. Яхт-клуб обеспечивает стоянку на воде для парусных и моторных судов длиной от 3 до 20 метров и осадкой до 3 м.
У яхт-клуба есть свой талисман: на набережной выложены из камня две розы ветров. В центр каждой из них вмонтированы древние кельтские знаки, которые были привезены из Вестминстерского аббатства. Эти знаки символизируют «Любовь» и «Процветание».